Экспедиция на трассу заброшенной магистрали

4–6 сентября сентября в очередную экспедицию отправилась группа работников ООО «Газпром подземремонт Уренгой». Маршрут путешественников проходил по труднодоступным и малоизученным местам — трассе недостроенной Трансарктической магистрали Салехард-Игарка, на участке от реки Таз в сторону реки Енисей.

Организаторами был выбран сложный, но, как показала практика, оптимальный маршрут экстремального путешествия. Поздно вечером от Нового Уренгоя стартовали два внедрожника, которые через пять часов остановились на пристани в поселке геологов Газ-Сале, что находится в низовьях реки Таз.

Наш небольшой, но надежный катер

Наш небольшой, но надежный катер


Затем, погрузив на арендованный катер необходимое снаряжение, группа почти 18 часов добиралась до конечной точки маршрута — мыса Долгий, на котором находится одноименный разъезд на трассе железной дороги Чум-Салехард-Игарка.

"Мёртвая дорога" задумывалась как путь к природным богатствам советской Арктики

«Мёртвая дорога» задумывалась как путь к природным богатствам советской Арктики


По дороге к разъезду «Долгий» участники экспедиции встретили лагерь рыбаков — ненцев, работников Тазовского рыбзавода. По ходу движения путешественники так же пообщались с туристами-экстремалами, на резиновой лодке совершивших переход через Карское море. Видели на берегах реки и в акватории Таза многочисленных рыбаков и охотников.

Детей ненцев мы угощали конфетами, специально захваченными с собой в большом колдичестве

Детей ненцев мы угощали конфетами, специально захваченными с собой в большом колдичестве


Переночевав на месте раскопок древнего русского города Мангазея, на утро следующего дня, экспедиция прибыла на место выхода «Мёртвой дороги» на берег реки Таз.

На месте древнерусского города Мангазея

На месте древнерусского города Мангазея


Здесь на разъезде «Долгий», вблизи станции «Сидельниково» в законсервированном состоянии находятся два паровоза марки «Ов» — знаменитая «овечка», брошенный состав более чем из 20 вагонов и развалины железнодорожного депо. Неподалёку также находятся остатки нескольких лагпунктов, где содержались заключённые — строители магистрали.

Паровозы на разъезде "Долгий"

Паровозы на разъезде «Долгий»


К сожалению лагпункт, до которого группа путешественников несколько часов добиралась по шпалам «Мёртвой дороги», оказался сильно разрушенным. Постарались время, суровая северная природа и отчасти люди.

Остатки лагпункта на трассе железной дороги находятся в состоянии далёком от идеального

Остатки лагпункта на трассе железной дороги находятся в состоянии далёком от идеального


И все же все туристы оказались под большим впечатлением от сохранившихся свидетельств сталинской эпохи. Прежде всего, их поразил почти идеальный вид паровозов, ведь прошло более 60 лет, с тех пор как они были сняты с баржи и вытащены на берег в районе мыса «Долгий». В лагпункте сохранились остатки бараков, несколько рядов ограждения из колючей проволоки, опоясывающего по периметру зону, здание культуголка-библиотеки.

На месте барака для заключённых

На месте барака для заключённых


Участники экспедиции на месте оценили масштабы разрушений и износа строений и образцов техники. Также были произведены необходимые замеры территории депо и лагпунктов. На фотоаппарат и видеокамеру всё увиденное было зафиксировано профессиональным оператором. По итогам захватывающей экспедиции решено смонтировать видеофильм.

Участники познавательной экспедиции (слева направо) Вячеслав Калинин, Денис Сипович, Михаил Котельников, Анатолий Рудич.

Участники познавательной экспедиции (слева направо) Вячеслав Калинин, Денис Сипович, Михаил Котельников, Анатолий Рудич.


После осмотра паровозов и состава, экспедиция выдвинулась в обратный путь по реке Таз. Дорога в Газ-Сале заняла около 10 часов, путешественникам помогало сильное течение. На пути к исходной точке экспедиции её участники еще раз смогли наблюдать великолепные осенние виды реки Таз и её многочисленных притоков.

По пути мы любовались живописными видами реки Таз

По пути мы любовались живописными видами реки Таз


Домой в Новый Уренгой путешественники вернулись вечером на следующий день, полные незабываемых впечатлений.

Большую помощь в организации экспедиции оказала объединенная профсоюзная организация «Газпром подземремонт Уренгой» и лично Вячеслав Алексеевич Зинченко.