Экспедиция на трассу заброшенной магистрали
4–6 сентября сентября в очередную экспедицию отправилась группа работников ООО «Газпром подземремонт Уренгой». Маршрут путешественников проходил по труднодоступным и малоизученным местам — трассе недостроенной Трансарктической магистрали Салехард-Игарка, на участке от реки Таз в сторону реки Енисей.
Организаторами был выбран сложный, но, как показала практика, оптимальный маршрут экстремального путешествия. Поздно вечером от Нового Уренгоя стартовали два внедрожника, которые через пять часов остановились на пристани в поселке геологов Газ-Сале, что находится в низовьях реки Таз.
Затем, погрузив на арендованный катер необходимое снаряжение, группа почти 18 часов добиралась до конечной точки маршрута — мыса Долгий, на котором находится одноименный разъезд на трассе железной дороги Чум-Салехард-Игарка.
По дороге к разъезду «Долгий» участники экспедиции встретили лагерь рыбаков — ненцев, работников Тазовского рыбзавода. По ходу движения путешественники так же пообщались с туристами-экстремалами, на резиновой лодке совершивших переход через Карское море. Видели на берегах реки и в акватории Таза многочисленных рыбаков и охотников.
Переночевав на месте раскопок древнего русского города Мангазея, на утро следующего дня, экспедиция прибыла на место выхода «Мёртвой дороги» на берег реки Таз.
Здесь на разъезде «Долгий», вблизи станции «Сидельниково» в законсервированном состоянии находятся два паровоза марки «Ов» — знаменитая «овечка», брошенный состав более чем из 20 вагонов и развалины железнодорожного депо. Неподалёку также находятся остатки нескольких лагпунктов, где содержались заключённые — строители магистрали.
К сожалению лагпункт, до которого группа путешественников несколько часов добиралась по шпалам «Мёртвой дороги», оказался сильно разрушенным. Постарались время, суровая северная природа и отчасти люди.
И все же все туристы оказались под большим впечатлением от сохранившихся свидетельств сталинской эпохи. Прежде всего, их поразил почти идеальный вид паровозов, ведь прошло более 60 лет, с тех пор как они были сняты с баржи и вытащены на берег в районе мыса «Долгий». В лагпункте сохранились остатки бараков, несколько рядов ограждения из колючей проволоки, опоясывающего по периметру зону, здание культуголка-библиотеки.
Участники экспедиции на месте оценили масштабы разрушений и износа строений и образцов техники. Также были произведены необходимые замеры территории депо и лагпунктов. На фотоаппарат и видеокамеру всё увиденное было зафиксировано профессиональным оператором. По итогам захватывающей экспедиции решено смонтировать видеофильм.
Участники познавательной экспедиции (слева направо) Вячеслав Калинин, Денис Сипович, Михаил Котельников, Анатолий Рудич.
После осмотра паровозов и состава, экспедиция выдвинулась в обратный путь по реке Таз. Дорога в Газ-Сале заняла около 10 часов, путешественникам помогало сильное течение. На пути к исходной точке экспедиции её участники еще раз смогли наблюдать великолепные осенние виды реки Таз и её многочисленных притоков.
Домой в Новый Уренгой путешественники вернулись вечером на следующий день, полные незабываемых впечатлений.
Большую помощь в организации экспедиции оказала объединенная профсоюзная организация «Газпром подземремонт Уренгой» и лично Вячеслав Алексеевич Зинченко.